15/08/15 - 17:51

В Севастополе благотворительный фонд лелеет планы застроить Херсонес

СЕВАСТОПОЛЬ, 15 августа, РИА ФедералПресс. Журналисты из города-героя выяснили, что могло стоять за скандальным назначением генеральным директором национального заповедника «Херсонес Таврический» протоиерея Сергия Халюты. По их предположению, это ‒ реализация не только масштабного проекта «Севастополь-Херсонес ‒ купель христианской Руси», но и девелоперских проектов бывшего министра обороны Павла Лебедева, сохранившего в городе свои активы и ведущего активную бизнес-деятельность.

Как пишет сайт «Примечания», скоро в Севастополь приедет президент Владимир Путин, его повезут в национальный заповедник «Херсонес Таврический», последние злоключения которого всколыхнули всю страну. Поэтому корреспонденты издания решили узнать, что задумали те, кто продвигал в руководители музейного комплекса священнослужителя: план переустройства знаменитейшего памятника истории, вошедшего в список ЮНЕСКО, возник еще при Украине и настолько грандиозен, что речь может идти об изменении лица города и потребует вложения очень больших денег.

До своей отставки не проработавший гендиректором «Херсонеса Таврического» Сергий Халюта рассказывал о том, что одна из его задач при передаче заповедника из регионального подчинения в федеральное ‒ кадастрирование музейных земель, в том числе огромной территории автомобильного батальона Черноморского флота РФ, прилегающей к «Херсонесу Таврическому». В рамках создания паломнического центра на территории автобата есть намерение построить музей истории христианства, одно из его зданий возможно будет в форме Вавилонской башни. Этот проект, включающий в себя центр и музей, существует уже пять лет.

По идее его авторов из некоего фонда «Возрождение Херсонеса», проект «Севастополь-Херсонес ‒ купель христианской Руси» должен соединить интересы трех представленных в Херсонесе направлений: науки, культуры и религии. Заповедник предлагается разделить на три части - «городище Херсонес», «Некрополь святых» в Карантинной балке, научно-исследовательский центр и музей истории христианства на территории автобатальона ЧФ.

«По словам представителей фонда, все три зоны «граничат друг с другом, входят в охранную зону заповедника и принадлежат ему по закону». Авторы проекта предлагают передать территорию автобата в ведение заповедника и возвести там «научно-просветительский комплекс, где комфортно разместились бы научные сотрудники заповедника, фонды, лаборатории и мастерские». Здесь же хотят построить выставочные залы и «гостевой комплекс для иногородних и зарубежных ученых, приезжающих в Херсонес для работы». Иначе говоря, нынешнее место работы научных сотрудников «Херсонеса Таврического» предлагают переместить с территории древнего городища, где археологи работают уже больше века, на территорию воинской части», ‒ пояснили корреспонденты «Примечаний».

Судя по эскизам проекта пятилетней давности, которые увидели журналисты, строительство предполагается грандиозным ‒ и его впору сравнивать с Поклонной горой в Москве. Владимирский собор, являющийся сейчас самым высоким зданием в Херсонесе, выглядит на фоне будущих зданий скромной церквушкой. В центре территории автобата предполагается возвести так называемую Вавилонскую башню ‒ главное здание музея истории христианства.

При создании паломнического центра хотят провести реставрацию одного из старейших храмов Севастополя ‒ византийский монастырь Богородицы Влахернской шестого века нашей эры, его руины находятся в Карантинной балке. Храм был исследован еще в 1902 году в ходе раскопок под руководством Карла Косцюшко-Валюжинича. По словам координатора проекта «Севастополь-Херсонес ‒ купель христианской Руси» Владимира Рябых, храм Богородицы Влахернской должен стать центром религиозной части проекта: там находятся склепы святых мучеников Херсонесских, чтимых Православной церковью.

Вавилонская башня_музей христианской истории

«Одной реставрацией дело не ограничится. Чтобы связать все объекты и разгрузить путь в сторону Херсонеса, один из авторов проекта, архитектор Валерий Охапкин, предложил протянуть кольцевую дорогу, которая соединила бы улицы Пожарова, Древнюю и Надежды Островской. Вторую дорогу Охапкин предлагает пробить от улицы Пожарова до Камышовского шоссе по дну Карантинной балки (через улицу Руднева). Это будет уже большая городская автомагистраль, которая, хотя и имеет отношение к транспортной доступности Херсонеса, позволяет говорить уже о переустройстве дорожной сети Севастополя. Чтобы ограничить транзит транспорта по новым дорогам, во всех зонах обновленного Херсонеса планируется построить стоянки и дополнительный вход в музейный комплекс со стороны «Некрополя Святых», рассказал Валерий Охапкин. Если проект будет реализован, то именно с некрополя туристам и предложат начинать осмотр всего заповедника. По одной из версий, князь Владимир крестил свою дружину в лагере, находившемся именно в Карантинной балке. Поэтому при входе в некрополь разместятся «гостевые дома для паломников и туристов», а также музей крещения Руси. Еще одну точку паломничества фонд предлагает создать в Инкермане ‒ при поддержке ученых-византологов и ктиторов (спонсоров, жертвователей) Инкерманского монастыря. Его планируют создать на территории заброшенного карьера и в охранной зоне, входящей в состав Херсонесского заповедника «Крепость Каламита», ‒ отметили «Примечания».

По данным издания, основная сложность на пути воплощения проекта - автобат ЧФ, ведь его землю флот еще никому не отдал. Но председатель правления фонда «Возрождение Херсонеса» Валерий Медведев заверил, что флот эту территорию все-таки отдаст: «По документам, военные изначально должны были располагаться на мысе Херсонес (за Казачьей бухтой). Однако произошла путаница, и они заняли территорию возле музейного комплекса «Херсонес Таврический». Это положительный момент: благодаря этому землю не застроили. Сейчас воинскую часть можно переместить по месту первоначального назначения, и в этом нас поддерживает депутат Государственной Думы от КПРФ, председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов».

Представители фонда подчеркнули, что не раз показывали и предлагали свой проект как высшему руководству Севастополя, Украины и России, но и потенциальным инвесторам. Во всяком случае финансирование масштабной идеи под силу только федеральному бюджету ‒ в рамках федерально-целевых программ, завязанных на развитии Крыма. Но, добавили в фонде «Возрождение Херсонеса», можно найти «якорного» инвестора хотя бы на один из объектов, тогда к нему подтянулись бы и другие», возможно, это будет РЖД или министерство культуры РФ. Пока же проект находится на эскизной стадии. Впрочем, в благотворительном фонде Андрея Первозванного, курируемом главой РЖД Владимиром Якуниным, заявили: они «ничего о подобных проектах не слышали».

Зато, по сведениям «Примечаний», слышали севастопольские и московские девелоперы ‒ и «лед уже тронулся» без объявления конкурса.

У критиков проекта, опрошенных изданием, есть основания полагать, что речь может идти о наступлении Церкви на науку. В ходе истории с назначением и увольнением генерального директора заповедника «Херсонес Таврический» протоиерея Сергия Халюты выяснилось, что священник дружен с крупнейшим в городе застройщиком, экс-министром обороны Украины Павлом Лебедевым. В 2012 году Лебедев оплатил ремонт одного из херсонесских храмов, а отец Сергий призывал голосовать за Лебедева, баллотировавшегося в Верховную раду Украины.

«Известно, что девелоперские интересы компаний Лебедева распространяются на всю территорию Гераклейского полуострова и за его пределы. Не исключено, что скандальное назначение Халюты директором Херсонеса могло быть связано, в том числе и с желанием господина Лебедева заработать на астрономическом федеральном подряде по переустройству заповедника», - констатировали корреспонденты «Примечаний».

Редакция «ФедералПресс», фото «Примечаний»

© Информационное агентство «ФедералПресс» Редакция «ФедералПресс»